Керченский пролив

Керченский пролив

Средние Отзывы

Описание


Керченский пролив

Керченский пролив соединяет Азовское и Черное моря, находится между двумя полуостровами – Крымским и Таманским. До 2014 года он было еще и морской границей между сопредельными государствами – Россией и Украиной. В настоящее время через пролив построен Керченский мост, под которым проходит судоходная артерия из Азии в Европу.

Мост через Керченский пролив

Не менее интересна и история этих мест. За них сражались насмерть, их вожделели цари и империи. Побережья двух морей – земли, овеянные легендами и славой.
Содержание:

Керченский пролив: где находится и как добраться

Географически Керченский пролив располагается между полуостровом Крым и Таманским полуостровом Краснодарского края Российской Федерации. Таманский и Динской заливы в его акваторию не входят. Границей выступает узкая коса Чушка. Вдоль нее проходит Керчь-Еникальский канал.
Чтобы понять, как добраться до Керченского пролива, следует отталкиваться от собственного местоположения. Находясь на территории Краснодарского края, нужно ехать на запад, в направлении станицы Тамань. Ниже на карте показан маршрут из Краснодарского края в Керчь, по Крымскому мосту.



Именно он является единственной (на данный момент) сухопутной транспортной артерией, связавшей Крым с материковой Россией. Из Тамани в Керчь ходят рейсовые автобусы.
Добраться из Крыма также несложно. Достаточно выбрать направление на восток. Причем доступ к Керченскому проливу с крымской стороны гораздо проще – много выходящих к акватории населенных пунктов. Это села Заветное, Набережное, Челядиново, Глазовка, Пролив и собственно город-герой Керчь.
Географические координаты Керченского пролива: 45°14?50.4?N, 36°28?55.8?E.

История

Керченский пролив существовал в современном виде далеко не всегда. По геологическим меркам он довольно молод. Далеким предком был пролив Еникальский, сформировавшийся примерно 65 миллионов лет назад. Тогда Керченско-Таманская область была единой, заполненной морскими водами тектонической низменностью.
Примерно 25 миллионов лет назад началось образование складчатости. Суша медленно поднималась. Еникальский пролив сузился и располагался уже только на месте Тамани. За 3 миллиона лет до новой эры, на закате плиоцена, Еникальский разделился на более мелкие проливы, один из которых позднее стал именоваться Керченским.
Керченский пролив – это «иллюстрация» многовековой истории. С ним связана и греческая мифология. Легенда о Зевсе и Ио, в частности. Древнегреческие историки рассказывали о племени амазонок, обитавшем на этих берегах. Керченский пролив пережил многочисленные зимние сражения. Ведь лед еще несколько сотен лет назад был толстым и надежным. Летом в акватории происходили морские баталии.
Упоминал Керченский пролив и легендарный Геродот, описывая некие «Киммерийские переправы». За тысячи лет название пролива многократно менялось. Он успел побывать и Еникальским, и Керчь-Еникальским, и Таврическим. Так происходило, потому что народы, жившие на его берегах, всегда по достоинству оценивали и прилегающие земли, и их значение с точки зрения ведения войн и хозяйственной деятельности.
Для примера можно взять Боспорскорское царсво, которое образовалось в 480 году до н.э. Территория государства занимала почти весь крымский полуостров и восточное побережье Азовского моря. Основой экономики был экспорт зерновых, соленой рыбы, скота, кожи в государства Греции. Столицей являлся город Пантикапей, построенный на горе Митридат (городище можно посмотреть в настоящее время).

Город Пантикапей на берегу Керченского пролива
Картина Валентина Полюшкина
В городе был водопровод и канализация, дома были накрыты черепицей. Более подробно о Пантикапее можно узнать и посмотреть экспонаты в Керченском историко-археологическом музее.
Во времена владения полуостровом турками, в ХVIII веке в самой узкой части пролива была построена крепость Еникале (которая сохранилась до наших дней), с которой турки обстреливали российские корабли проходящие мимо.

Крепость Еникале на берегу Керченского пролива

Во время Русско-турецкой войны в 1771 году была взята Российской армией без боя. В году 1790-м знаменитый флотоводец Ф. Ушаков разгромил в Керченском проливе османский флот, не подпустив его к крымским берегам.

Бой Российского флота с турками в Керченском проливе

В XX веке территория стала принадлежать СССР. Советский Союз даже сумел возвести через пролив железнодорожный мост из 115 пролетов по 27 метров. Только в феврале 1945-го он оказался разрушен ледоходом. Правда, Сталин все же успел проехать, когда возвращался с судьбоносной Ялтинской конференции. К сожалению, восстановить переправу ослабленной войной стране не удалось. Поэтому остатки конструкции сняли и ликвидировали.
В 1950-х годах на Керченском проливе начала работу паромная переправа. Ее протяженность составляла всего 5 километров.
После 1991 года за пролив бесконечно спорила Украина с Россией. Но паромная переправа работала, хотя объемы перевозок были не большими.

Паромная переправа через Керченский пролив

После катастрофы 2007-го, когда в акватории потерпели крушение несколько кораблей, вопрос о капитальном мосте встал с прежней остротой. Решить его удалось только после присоединения Крыма к РФ. Сегодня стройка века закончена. Над водами Керченского пролива исправно действует новый совершенный мост, вмещающий автомобильные и железнодорожные магистрали.

Описание Керченского пролива

Как уже говорилось, Керченский пролив соединяет бассейны двух морей. Северное – Азовское – мелководное и меньшее по размеру. Южное – Черное – довольно глубокое и крупное. Оба моря относятся к бассейну Атлантического океана. Южный берег Азова – это Керченский и Таманский полуострова. Территория Краснодарского края «врезается» в пролив острием косы Чушка (с севера на юг). На ней, кстати, имеются два грязевых вулкана – Блевака и Ахтанизовская сопка. Берег с крымской стороны – утесы и скалы, порой достигающие 90-метровой высоты.

Керченский пролив фото

В области Тамани – равнины и даже низменности. Это обусловлено меньшим поднятием земной коры в этом районе. Берега извилистые, сильно изрезанные. Много мелких бухточек и полуостровов.
Керченский пролив мелководен. Наибольшая глубина составляет всего 18 метров. Наименьшая – возле портов – не более 8 метров. Поэтому в холода артерия стабильно замерзает. В особенно суровые зимы ее поверхность бывает скована толстым ледяным панцирем. Хотя случается это довольно редко. Ведь в этих широтах царит умеренно-континентальный климат, следовательно, довольно теплые зимы и летняя жара. Весной уровень пролива поднимается.
Природа Керченского пролива – довольно своеобразная, но характерная географии. Ввиду климата растительность тут скудная, редкая. По берегам встречаются низкие кустарники и деревца, заросли камыша и трав.

Природа берега Керченского пролива

Ихтиофлора и фауна напротив, довольно богаты – теплая, хоть и довольно мутная, постоянно циркулирующая вода приносит много питательных веществ. Благодаря этому хорошо развито рыболовство. Этот промысел и рыбопереработка – основные сферы деятельности обоих побережий, не считая действующих портов.
Данные о протяженности Керченского пролива в разных источниках сильно отличаются. Эта цифра лежит в диапазоне от 40 до 45 километров. Ширина колеблется в пределах 4,5-15 километров в зависимости от конкретной береговой точки.

Легенды, сказания, факты

Керченский пролив – водная артерия с богатейшей многовековой историей, но к фактам нельзя не присовокупить и легенды, с ней связанные. В греческой культуре, например, существует миф о Зевсе и его возлюбленной Ио. Гера – жена Зевса узнала о порочной связи мужа, Ио пустилась в бега. Чтобы спасти пассию, бог обратил ее коровой. Ио вошла в воду пролива и поплыла, спасаясь от гнева ревнивой супруги. Потому протоку нарекли Боспором Киммерийским, что в переводе значит «Коровий брод».

Легенды о Керченском проливе

Примерно такая же легенда есть и о Босфоре. Только расположен он в Турции.
Те же древние греки, вернее, их историки, твердили о племени женщин-амазонок, бесстрашных воительниц. Якобы они пересекали пролив зимой, по толстому льду, легко путешествуя между полуостровами. Современные историки говорят о других кочевниках, которые перебирались через воду по торосам. Причем этому есть вполне реальные подтверждения в виде археологических находок.
Гомер же утверждал, что в районе Керченского пролива располагался Аид, то самое царство холода, мрака, льда и отчаяния. Вход в него находился у города киммерийцев, пока те не оказались потесненными скифами. Многих может удивить тот факт, что в давние времена район Керченского пролива не был благодатным краем, полным тепла и солнечного света.
Однако все вышесказанное – абсолютная правда. Более 2 тысяч лет назад местный климат был суровым, а XIII-V века до нашей эры явились эпохой ледников. Если верить Вергилию (поэма «Георгики»), снежный покров тогда достигал 7 локтей! Словом, Керченский пролив – место уникальное, с удивительной историей, воспетое и в стихах, и в легендах. Не стоит даже сомневаться, что он принесет нам еще немало сюрпризов.

История покорения Керченского пролива: крымские мосты

Многие десятилетия Керченский пролив не давал покоя архитекторам. Это и немудрено: иметь такую незначительную по ширине водную артерию, но без моста! Так в 1870 году у британского правительства появилась идея создать над водами переправу. Она должна была связать железной дорогой Великобританию и Индию, вернее, стать звеном длинного пути. Однако из-за колоссальных вложений идею отвергли.
Очередной виток архитекторской креативности пришелся на годы правления Николая Второго. Ему также подавались многочисленные проекты. Их воплощению в жизнь помешала русско-японская война. Потом – Первая Мировая. В итоге идея погибла в зародыше.
Следующими «великими зодчими» стали фашисты. В 1942-1943 годах они соорудили над Керченским проливом канатную линию. Эта дорога отличалась колоссальной мощью и ежедневно пропускала более тонны разных грузов. Правда, переправить военную технику не могла. По приказу Гитлера начали строить мост протяженностью 5 километров, но Красная Армия превратила «грандиозные планы» немцев в прах. Впоследствии мост все же соорудили, но сделал это СССР в 1944 году.

Мост через Керченский пролив 1944 год

К сожалению, переправу разрушил ледоход 1945-го.
Далее создавались разные проекты: и Царь-мост при Сталине, и плотина при Брежневе. Ни один не воплотился, пока в 2018 году не был открыт ультрасовременный Крымский мост. Сначала для автомобильного движения, а в 2020-м – для железнодорожного. Паромное сообщение, конечно, существует и сегодня, однако львиную долю грузов переправляют именно по новому переходу.
Крымский мост представляет собой инженерное чудо XXI века, гордость российских проектировщиков и государства в целом. Он является символом объединения Крыма с Россией и победы человека над строптивой природой. Его длина – 19 километров, и это – неоспоримый рекорд на уровне страны. Мост рассчитан выдержать землетрясение магнитудой 9,1 балла по шкале Рихтера. Его удерживают 596 опор по 400 тонн каждая.
Длина пролетов моста – 227 метров при 35-метровой высоте над уровнем моря. Каждый день по нему может проехать до 38000 автомобилей и 94 железнодорожных состава (47 пар в обе стороны). Строительство Крымского моста – это плод трудов 10 тысяч человек. Он стал не просто визитной карточкой полуострова, но и важнейшей магистралью за всю описанную историю Тавриды.

Заключение

Значение Керченского пролива для Крыма и РФ в целом невозможно переоценить. Он важен и для военного потенциала страны, и для экономической деятельности. В первом случае – как практически непреодолимый рубеж материковой России и путь снабжения. Во втором – как судоходная артерия, соединяющая порты Азовского и Черного морей через Средиземное с международными морскими путями.
Каждый день через пролив под Крымским мостом проходят суда из Ейска, Таганрога, Ростова-на-Дону и прочих портов. Это – единственная морская коммуникация для судов, следующих к Волго-Донскому каналу, через который можно попасть в Каспийское море.
Немаловажен Керченский пролив и с точки зрения туризма. Ежегодно сотни тысяч гостей прибывают на полуостров по Крымскому мосту и наслаждаются потрясающей панорамой. Она поистине уникальна: бескрайний морской простор, простирающийся на десятки миль вокруг, а на горизонте в дымке – вожделенная суша. Особенно красиво в акватории по ночам, когда ее середина утопает в кромешной тьме, а берега манят россыпью ярких огней. В России мало мест, подобных Керченскому проливу, и увидеть его своими глазами действительно стоит. Не пожалеете!
В заключении нашей статьи предлагаем посмотреть обзорное видео о природной достопримечательности юга России.